Рекомендации по профилактике бытовых преступлений:

 
 
 Источником большинства рассматриваемых правонарушений является конфликт, возникающий из повседневного межличностного общения в сфере семейно-бытовых отношений.
 
Причинами подобных ситуаций могут являться:
 
          а) явившиеся итогом длительных и острых конфликтов, инициатором которых был правонарушитель;
          б) явившиеся следствием провокационного поведения потерпевшего;
          в) явившиеся результатом аморального образа жизни правонарушителя и потерпевшего (на почве совместной алкоголизации, наркоманиии т.п.);
          г) явившиеся следствием внезапно возникшего стрессового состояния, вызванного неправомерным поступком потерпевшего;
          д) возникшие вследствие разрешения правонарушителем общественно опасным способом внутри личностного конфликта в условиях объективно нейтральной ситуации.
          Низкий уровень бытовой культуры, психологические проблемы, неудовлетворенность материальным положением, злоупотребление спиртными напитками порождают ситуации, когда между проживающими совместно людьми возникают конфликты, в том числе и внезапные, влекущие к актам насилия: психологического или физического.
          Безусловно, наиболее незащищенной частью населения, в отношении которой совершаются преступления в сфере семейно-бытовых отношений, являются женщины и несовершеннолетние. В отношении которых совершаются следующие виды посягательств на семейно-бытовой почве (оскорбления, побои, угроза убийством, истязание, клевета) соответственно в качестве правонарушителя в большинстве случаев выступает мужчина.
         
Общая профилактика семейно-бытовых конфликтов:
 
          В целях профилактики семейно-бытовых конфликтов необходимо на ранней стадии выявлять сведения о возникновении конфликтных ситуаций в быту. Устанавливать доверительные отношения с лицами, которые могут обладать информацией, о совершении семейно-бытового насилия в семье, представляющей интерес для правоохранительных органов (Как правило, это сотрудники социальных службы, образования, здравоохранения, сотрудники психологической помощи, а также старшие по подъезду, работники ЖКХ, ТСЖ (дворники, уборщицы, консьержи и т.д.). В свою очередь заинтересованным ведомствам выступающим в качестве субъектов системы профилактики необходимо проводить социальные исследования, а в ряде случаев и диагностику основных причин семейного конфликта. Соответственно данные мероприятия необходимо проводить профессионально подготовленными специалистами, которые не только получив статистические сведения укажут о причине конфликта но и сами погрузятся в процесс конфликта, с мерами поддержки и помощи, в том числе материальной и медицинской, и как следствие, участие в такой работе, как правоохранительных органов, так и медицинских организаций, общественных объединений, представителей образования как дошкольных так и школьного типа, трудовых коллективов, социальных служб, средне-специальных и высших учебных заведений.
          На сегодняшний день очевидным становится тот факт, что проблема семейного неблагополучия в целом и бытового насилия требует комплексного подхода всех заинтересованных ведомств, целью которого является законное разрешение сложившейся той или иной ситуации в семье. Комплексное участие в профилактике семейно-бытового конфликта включает в себя: психологическую, педагогическую, юридическую, социальную, реабилитационную, материальную помощь. Нельзя забывать о регулярном правовом информировании граждан, направленном на обеспечение защиты их прав от противоправных посягательств путем применения различных мер образовательного, воспитательного, информационного, организационного или методического характера, в том числе о недопустимости совершения преступлений и иных правонарушений и неотвратимости наступления ответственности за совершенное противоправное деяние. Данная работа должна выстраиваться как интерактивное и целенаправленное действие по повышению уровня правового сознания и правовой культуры граждан, формированию у них определенных правовых установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций.        Указанная информация может доводится следующим путем: размещения на информационных стендах, в средствах массовой информации, продукции которая предназначена для распространения преимущественно на территории муниципального образования, а также на официальных сайтах информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органа местного самоуправления.
 
Меры реагирования.
 
          Необходимо учитывать, что существует вероятность когда потерпевшие от насилия, совершенного в семейно-бытовой сфере, отказываются от вмешательства органов внутренних дел в их жизнь, скрывают факты противоправного поведения членов их семьи, оправдывают их поведение. Исходя из этого, заинтересованным ведомствам выступающим в качестве субъектов системы профилактики уделять внимание инициативному выявлению подобных фактов путем получения информации от доверенных лиц, совместно проживающих членов семьи и соседях, которые могут владеть сведениями о подобных противоправных деяниях. При поступлении сообщений граждан или самостоятельном выявлении правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений необходимо:
          1) информировать через ЕДДС о совершенном семейно-бытовом насилии, полицию;
          2) установить правонарушителя, его личность;
          3) попытаться принять меры к пресечению противоправных действий:
          4) провести беседу с потерпевшим с разъяснением его прав, а также возможности оказания ему содействия учреждениями, предоставляющие услуги помощи жертвам семейного насилия.
 
         
УМВД России по ХМАО-Югре.
 
Материал: